 А сейчас, я расскажу вам о Сергее Павловиче Дягилеве. Он не был, ни танцовщиком, ни хореографом, ни композитором и ни художником, но, однако, если спросить, любого причастному к балету человека, кому балет ХХ века был более всего обязан, имя Дягилева наверняка будет названо первым. Что же он такого сделал? И почему сделанное им, если уж заслуги его и впрямь так велики, не принесло ему на родине столь же бесспорного признания, как в остальном мире? Говоря вкратце, Дягилев открыл Европе русский балет.
Он продемонстрировал, что покамест в европейских столицах, начиная с Парижа, куда он и стал привозить русских танцовщиков, балет приходил в упадок и погибал, а в Петербурге он наоборот, укрепился и стал искусством более значительным, чем можно было ожидать. Дягилев разорвал замкнутый круг, и началась новая история мирового балета.
Началась она почти случайно. Независимые театры в ту пору уже возникали. Достаточно назвать Московский Художественный Общедоступный, самим своим названием «общедоступный» отличавшийся от императорского малого в Москве или императорского Александрийского в Петербурге. Лучших дотоле русских драматических театров. Труппа Дягилева вроде бы тоже была общедоступной, но дома она свои спектакли почти не показывала. Да и выезд её за границу свершился не потому, что Дягилев понял, что в русском балете произошли перемены, о которых всему человечеству необходимо узнать. И не потому, что Дягилев сразу догадался, что в балете русское искусство добилось наибольшего и фактически уже заняло лидирующее положение, с которым ни одна страна не могла в ту пору соперничать.
До ошеломляющего успеха русского балета в Париже в 1909 году ни сам Дягилев, ни кто-либо другой этого не понимал и даже не подозревал.
Но устремления Дягилева показались не в меру вызывающими театральной системе, и он был уволен без права поступления на государственную службу. Теперь его неукротимая энергия направилась на пропаганду русского искусства за рубежом. Сперва он организовал в Париже выставку русского изобразительного искусства, начиная с иконописи. На следующий год познакомил парижан с русской музыкой. Ещё через год показал им целиком оперу Мусоргского «Борис Годунов» с Шаляпиным (!) в главной роли. На следующий год, это и был 1909-й, в программу гастролей попали балетные сцены, и именно благодаря им, дягилевские гастроли стали, наконец, событием культурной жизни Франции. О них спорили, но о них говорили все.
Так определилась вся дальнейшая деятельность Дягилева, с этих пор посвятившего себя, прежде всего балету. Года три его балетная труппа всё ещё была временной и состояла преимущественно из русских артистов, работавших у Дягилева во время отпуска. Потом она стала постоянным коллективом и существовала до смерти Дягилева в 1929 году.
Прежде всего, следует рассказать о Михаиле Фокине, первом хореографе дягилевских сезонов. Фокин считал, что танец должен выражать душевные переживания действующих лиц, что танцевальная часть спектакля должна составлять единое художественное целое с музыкой, живописью и пластикой, говорил о невозможности ставить спектакли на случайную музыку, представляющую собой набор вальсов, полек и галопов, и требовал, чтобы музыка выражала те чувства, которые передаются действиями танцующих. Считая недопустимым пользоваться одной и той же формой танца во всех балетах, балетмейстер указывал на необходимость изменять её в зависимости от характера всего произведения. Балеты Фокина имели в Париже большой успех.
|
Биографии:
Игорь Стравинский
Сергей Рахманинов
Сергей Прокофьев
Николай Римский-Корсаков
Александр Бенуа
Николай Рерих
Лев Бакст
Александр Головин
Михаил Фокин
Тамара Карсавина
Вацлав Нижинский
Анна Павлова
К началу
|